Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Большинство людей XX века мало знают о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают — вернее, стараются не думать. Это может показаться странным, так как смерть — самое важное событие во всей земной жизни человека и ничего более определённого и более окончательного ни с кем из нас случиться не может. Мысль о смерти трудная и неприятная, вот и стараемся не думать. Мы всегда заняты, день заполнен; нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чём-то успеть, что-то закончить. И вдруг — смерть. Сразу приходит конец всем планам и надеждам. Как же так? Я ведь ещё не успел сделать то-то и то-то… Мы смерти не знаем и потому боимся её. Что пугает нас больше всего? Ради чего жили? Как примириться с неотвратимостью смерти? Что ожидает нас после конца жизни земной? За что придётся держать ответ пред Отцом нашим Небесным? Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор.


«Самое главное для глаз невидимо», —


сказал известный писатель А.де Cент-Экзюпери. Лучшие умы человечества всегда видели духовную сторону мира, верили в Бога и в безсмертие души человека. Ещё Платон учил: «Душа человека безсмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни». Христианство и все великие религии учили, что при умирании душа исходит из тела и продолжает жить в новых условиях.
Мир устроен разумно, а не случайно. Не видеть этого можно, только буквально закрыв глаза, — примеры на каждом шагу. Известно немало случаев, когда человек, мужчина или женщина, вдруг просыпается ночью и чувствует, что около него стоит его мать, жена или муж, находящиеся в это время очень далеко. А потом выясняется, что этот близкий ему или ей человек умер как раз в тот момент, когда проснувшийся ощутил его присутствие рядом с собой. Животные иногда могут воспринимать невидимое присутствие лучше людей. Кошка выгибает спину, её шерсть поднимается дыбом; собака начинает лаять. Было много разных наблюдений, говорящих о жизни души; вера в это никогда не покидала людей, а теперь, в последние 15—20 лет, верования в продолжение существования после смерти получили и объективное подтверждение. Было сделано много новых открытий. Современные методы реанимации — возвращения жизни недавно умершим — приподняли завесу и позволили бросить взгляд «по ту сторону». Оказалось, что и после смерти тела жизнь продолжается. Многие из врачей и психологов начинали свои наблюдения и размышления, будучи скептиками, не верившими в существование души. Они встречали новое с недоумением и изумлением, но, видя всё новые случаи, в корне меняли своё мировоззрение. В настоящее время у учёных, изучающих проблему смерти, нет никаких сомнений в продолжении жизни после смерти тела.
Сейчас предлагают различать два состояния смерти: смерть клиническую — то, что мы всегда называли смертью, и смерть органическую, когда уже началось структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма, то есть пока ткани, хотя и мёртвые, ещё сохраняют свою нормальную структуру; после того как ткани начали распадаться, никакая реанимация не поможет. В литературе есть описание случаев, когда умерший и уже объявленный мёртвым оживал, иногда даже без какой-либо посторонней помощи. Это побуждало людей стараться оживить только что умерших. Самые древние попытки были, конечно, очень примитивны — применяли тепло на живот, пороли крапивой, вдували воздух в лёгкие мехами, сажали на лошадь в надежде, что тряская езда вернёт умершего к жизни. Как и сейчас, с применением электрических шоков, чувствовали, что необходимо сильное раздражение. Конечно, все эти ранние попытки редко увенчивались успехом.
Недавно умершего человека иногда удаётся оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, потом рассказывали о своих переживаниях во время пребывания «по ту сторону». Они сохраняли способность воспринимать окружающее, могли, например, со стороны смотреть на своё мёртвое тело, видеть, как врачи и сёстры пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращённый к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал, когда его тело было мёртвым. «Личность» или «душа» не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удаётся оживить, душа возвращается в тело.
Одним из пионеров этой новой отрасли медицины является доктор Раймонд Муди, написавший книги «Жизнь после жизни» и «Размышления о жизни после смерти». Он пишет, как впервые заинтересовался этой проблемой. В 1965 году, ещё будучи студентом, он был на лекции профессора психиатрии, рассказавшего, что он дважды умирал, но был возвращён к жизни, и описавшего то, что происходило с ним, когда он был мёртв. Фантастический рассказ профессора заинтересовал доктора Муди, но личного опыта у него не было и он не предпринял никаких действий. Однако спустя несколько лет он встретился с другим подобным случаем и был поражён тем, что необразованная старая женщина описала то же самое, о чём говорил профессор психиатрии. Доктор Муди всерьёз занялся изучением этого феномена, собирая подобные случаи.
Вот один такой случай, произошедший с девятнадцатилетним мужчиной, который вёз своего друга домой на автомобиле, когда на перекрёстке на них налетел другой автомобиль. Он рассказал: «Я слышал, как трещал бок автомобиля, а затем я как будто двигался в темноте, в каком-то со всех сторон закрытом пространстве. Всё это длилось только одно мгновение, а затем я вдруг… ну как бы парил в двух метрах над дорогой, четырех метрах от автомобиля и слышал слабеющее эхо от грохота столкновения. Оно утихало вдали». Потом он видел людей, которые бежали и толпились вокруг машины, видел своего друга, выходившего из машины и потрясённого, видел в разбитом автомобиле своё собственное тело, залитое кровью и с перекрученными ногами. Смотрел, как люди старались освободить его тело. Он был возвращён к жизни и позже рассказал об этом переживании.
Случаи временной смерти с выходом души из тела и возвращением в него известны и до трудов современных нам врачей-реаниматоров. В качестве примера приведём случай К.Икскуля. Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в «Троицких листках» в 1916 году, а позднее перепечатано в журнале «Православная жизнь» и в 3-м выпуске сборника «Надежда» под заглавием «Невероятное для многих, но истинное происшествие». После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением лёгких. Болел долго, но потом вдруг почувствовал облегчение, однако врачи забезпокоились — принесли кислород. Потом — озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает: «Всё моё внимание сосредоточилось на себе самом… и как бы раздвоение… появился внутренний человек — главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит… И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю… я заметался. «Агония», — сказал доктор. Я всё понимал. Не испугался… мне было тяжко, томно… я чувствовал, что-то должно отделиться… я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал покой. Справа от меня полукругом стоят врачи и сёстры, вокруг кровати. Я удивился: что они там делают, ведь я не там, я здесь. Я подошёл ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев своего двойника, я был удивлён: как это возможно?» Он подумал, не умер ли он. Он видел, как старушка няня перекрестилась: «Ну, Царство ему Небесное», — и вдруг увидел двух Ангелов. В одном он почему-то узнал Ангела Хранителя, а другого он не знал. Ангелы взяли его за руки и пронесли через стены палаты на улицу. Затем он описывает подъём, видение «безобразных существ» («Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы») и появление света ярче солнечного. «Всюду свет и нет теней». Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. «Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: «Не готов», и началось стремительное движение вниз». Он вернулся к телу. Ангел Хранитель сказал: «Ты слышал Божие определение. Войди и готовься». Оба Ангела стали невидимыми. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. Он потерял сознание и очнулся в палате на койке. Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов.
Существуют отдельные свидетельства и о более длительных сроках. Что невозможно человекам, возможно Богу. В Евангелии и в Деяниях описано много чудесных случаев воскрешения мёртвых Господом Богом нашим Иисусом Христом и апостолами. Иисус Христос воскресил Лазаря на третий день после смерти, когда уже началось разрушение тела. Такие же случаи приводятся в книгах других религий. Вообще же воссоединение души с телом возможно, конечно, далеко не всегда. Душа может жить только в способном функционировать теле. После разрушения какого-либо жизненно важного органа телесная жизнь больше невозможна.
Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждёт нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; вероятно, ждут и какая-то ответственность, и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. И по-видимому, очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворённости и покоя, не унося с собой ни одного тёмного пятна на  совести. Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека. Об этом говорит и евангельское повествование Луки о разбойниках: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: Если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:32—33,39—43). Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования. Христианство всегда говорило нам об этом. В Откровении св.Иоанна Богослова сказано: «Блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся… и дела их идут вслед за ними» (Отк.14:13). Вот ещё несколько цитат из Священного Писания. Совершенно определённо говорит о вечной жизни Сам Иисус Христос. Обращаясь в своим ученикам — апостолам, Он сказал: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38); «Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная… Да не смущается сердце ваше… в доме Отца Моего обителей много…» (Ин.12:50; 14:1—2).
Архиепископ Антоний Женевский пишет о том, что жизнь за гробом есть естественное продолжение жизни на земле. Перейдя в загробный мир, душа чувствует, сознаёт, воспринимает, рассуждает. Не только в духовной, но и в светской литературе есть много похожих описаний. В повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича» умерший проходит через тёмную пещеру, видит картины всей своей прошлой жизни и появление яркого света. Эрнест Хемингуэй описывает случай временной смерти в своём романе «Прощай, оружие!» Рассказывает герой романа, но, видимо, описанное случилось с самим автором. Солдаты сидят в траншее под артиллерийским обстрелом. «Мы продолжали есть… я надкусил свой ломоть сыра и глотнул вина… потом послышалось: чух-чух-чух, потом что-то сверкнуло… и рёв, всё белое, потом всё краснее, краснее, краснее в стремительном вихре… я попытался вздохнуть, но дыхания не было, и я почувствовал, что весь вырвался из самого себя и лечу, и лечу, подхваченный вихрем. Я вылетел быстро, весь как есть, и я знал, что я мёртв и что напрасно думают, будто умираешь и всё. Потом я поплыл по воздуху, но вместо того, чтобы подвигаться вперёд, скользил назад. Я вздохнул и понял, что я вернулся в себя. Земля вокруг была разворочена… голова моя тряслась, и я вдруг услышал чей-то плач». Этот солдат был тяжело ранен и пережил временный выход души из тела.
Сейчас учёные предлагают различать две стадии восприятий: аутоскопические — то, что душа видит, слышит и чувствует непосредственно после выхода из тела, когда она находится ещё здесь, в нашем мире; и трансцендентальные — восприятия души, уже ушедшей в нездешний мир.
Пример аутоскопического восприятия. Мой друг передал мне рассказ солдата, раненного во время артиллерийского обстрела. Сперва была короткая потеря сознания, а потом солдат увидел, как санитары укладывают на носилки израненное безжизненное тело. Он хотел помочь им, что-то говорил, но они не обращали на него внимания, а один из них прошёл просто сквозь него. Он попытался взяться за ручки носилок, но не почувствовал их тяжести, его руки не ощущали контакта. Посмотрев на убитого или, может быть, раненого, солдат с удивлением узнал самого себя.
Иногда душа, парящая над своим телом, может вдруг мгновенно перенестись в другое место. Другой пациент сказал, что он мог посмотреть близко или вдаль, как в телефотолинзу. Таких рассказов много. Испытавшие это говорят не о полёте, а о моментальном перемещении — «чисто мыслительный процесс и очень приятный. Захотел — и я там». Почти все пережившие состояние временной смерти говорят о каком-то тёмном закрытом пространстве, а потом о появлении яркого света. Многие вспоминают не тёмное пространство, а что-то вроде чёрного туннеля, в котором летит вышедшая из тела душа. В конце туннеля — свет, к нему стремится умерший. В Священном Писании тоже есть термин «долина смертной тени». В рассказах тех, кто не дошёл до встречи со светом, нет никаких описаний трансцендентального мира.
Пример трансцендентального восприятия. Автор книги «Возвращение из завтра» доктор Георг Ритчи пишет, как в 20 лет заболел и умер. Выйдя из тела, он видит свет, потом чувствует «присутствие» и затем видит Иисуса Христа. Перед его взором проходят все годы его жизни за несколько минут. Вдруг вопрос: «Как ты использовал своё время на земле?» Христос спрашивал не о фактах, а об их значении — что важного сделал Ритчи в жизни. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям. Потом — полёт и видения загробной жизни. Он видел самоубийц. Они страдают, просят прощения, но их не слышат. Ничего сделать нельзя. Он видел и другие картины ада — привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы… Потом он видел небесный мир, где процветают науки, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти… Ритчи вернулся в тело против желания.

следующая