Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

"Монастырь"

Приехал к нам Владыка, а у нас уже люди собрались - 6 человек, есть хор, мы и предложили в центре Иванова на территории храма создать монастырь. Владыка согласился. Написали прошение Святейшему, и 7 марта 1991 года был основан женский монастырь.

Монастырь - это нравственный институт, где выковывается характер православного хрис-тианина. В монастыре - свои законы. Самое глав-ное - это послушание. Без послушания нет спа-сения. Надо слушаться духовного наставника, матушек, старших по чину, надо стараться и свое дело-послушание выполнять с любовью, но не иметь к нему пристрастия. Благословят на дру-гое: "Слава Богу", и идти выполнять новое.

Искушений в монастыре бывает много, и если ты готовишься к монашеской жизни, и тебе дали послушание, отвечай: "Благословите". Тогда со-хранишь в душе мир и покой, и будешь жить по воле Божией, а не по своей.

Слушаться, послушание - это основа нашего спасения. Расскажу, как я учился слушаться. Когда поступил в семинарию Троице-Сергиевой лавры, стал задумывался: "Как же приучить себя к послушанию? Ведь спасение начинается с послушания". Решил и сам себе сказал так: "Кто бы мне что ни сказал, должен послушаться. Не только старших по должности, но и друзей-семинаристов".

И начал исполнять. Занятия кончаются в половине третьего. Пообедали. Свободное время до шести часов. Подходит инспектор, спрашивает:

- Ты свободен?

- Свободен.

- Надо пойти машину разгрузить: привезли стулья.

Внутри "не хочется", но говорю себе: "Будешь это послушание выполнять. Оно тебе не нравится? Значит, будешь нести его, пока не понравится".

Бывало, надо было по послушанию пойти на склад, на носилки набрать картошки, принести их на кухню, да не один раз. Внутри "не хочется", но заставляю: "Ты должен это послушание выполнить!"

Обычно в монастыре насельницы должны про-йти все послушания. Для чего? Чтобы знать тя-жесть послушаний и делать снисхождение друго-му. Когда меня рукоположили в иеродиакона в Троице-Сергиевой Лавре, послали на послушание в трапезную. Я узнал, какая же великая тяжесть трудиться там. Нужно было в 6 утра хлеб получить, подготовить столы к завтраку для рабочих, накор-мить их, убрать со стола, приготовить столы для обеда братии (на 100 человек), нарезать хлеб, за обедом разнести каждому второе, опять столы при-вести в порядок, приготовить все к ужину, потом убрать... Вечерние молитвы, и в келию приходишь в 11 часов вечера. Не выходишь из трапезной це-лый день. Да еще надо звонить в пекарню, чтобы привезли хлеб, получать все необходимое для обе-да у келаря, через день делать квас (200 литров), и целый день нужно всех кормить: и опоздавших, и приезжих. И когда мне послушание сменили (пос-тавили другого брата); я ему сочувствовал, знал, как это тяжело. И потом всегда после обеда помогал собирать посуду, относить в посудомойку.

В старых монастырях монахи уже прошли закалку, имеют духовный опыт, могут и пример подать, а в нашем монастыре все из мира, но каждому, вновь пришедшему, говорим: "У нас в монастыре не ругаются, все терпят друг друга. Если ты в другом человеке увидишь недостатки, знай, что ты свои грехи видишь. Чистому - все чисто, а грязному - все грязно". И в монастыре есть все возможности для борьбы со своими недостатками: подъем в 6 ча-сов, полунощница, Божественная литургия, об-щая трапеза, послушания, вечерняя служба, ве-черние молитвы, - все это настраивает человека на духовную жизнь.

ПОСТРИГ

Монастырю было чуть более полугода, ког-да владыка - архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий - совершил первый ря-софорный постриг. Владыка каждой сестре громко и протяжно произносил: "Сестра наша Екатерина постригает власы в знак полного послушания"... Было очень торжественно, кра-сиво, и все миряне от малого до велика тяну-лись посмотреть, как все это делается. Матуш-ки снимали платки, им расчесывали длинные волосы (а у некоторых были и короткие - еще не успели с мира отрасти). Когда Владыка со-вершил постриг сестер, то казалось, будто де-рево взял, вырвал с корнем и пересадил из од-ного места в другое, более надежное - передал сестер в руки Божии. Такие постриги соверша-лись потом в нашем монастыре не раз.

Владыка Амвросий любит монашествующих, любит он и богослужение; когда бы ему не возвестили, что надо приехать послужить, он с ра-достью принимает приглашение и приезжает. И в монастыре его рады видеть: батюшки и матуш-ки выстраиваются в два ряда и под колокольный звон встречают Его Высокопреосвященство.

СХИМА

За четыре года, что существует монастырь, выро-сло число сестер, больше ста их стало. Десять монахинь, 34 инокини, остальные - послушни-цы. Во все времена желающий принять мона-шество проходил в монастыре несколько ступе-ней: послушничество, рясофор, монашество и высшую ступень - схиму. Низшие ступени осваи-вают многие, но не все удостаиваются милости принять великую схиму.

У нас монастырь молодой, потому схимниц не было. Приехал к нам служить иеромонах Сера-фим, а с ним - его бабушка Наталия. Немного по-жила послушницей в монастыре и тяжко заболела, была при смерти. Боялись мы, что умрет такая бла-гочестивая, тихая бабушка, обратились к правяще-му архиерею: можно ли постричь ее в схиму, он и благословил. Собрались все матушки, и на смерт-ном одре мы ее постригли. Дали имя Нектария. Во время пострига она радостно, по-детски со всем соглашалась, обещала слушаться и соблюдать дан-ные ей пред Богом обеты. Я ей шутя сказал: "Ну, мать Нектария, может Господь даст, еще лет 10 проживешь". И она после этого стала быстро поправляться. Начала вставать, потихоньку ходить, а теперь первая приходит в церковь, последняя уходит, служит примером для молодых матушек.

Во дни жизни преподобного Сергия было ему видение: множество птиц слетелось к его оби-тели, и был голос: "Так же, как ты видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих"... 150 монастырей основали ученики и последователи преподобного Сергия, и ныне ученики Троице-Сергиевой лавры восстанавливают разрушенные храмы и монастыри, возводят новые обители. Основали и мы монастырь. Во все времена, ког-да человек удалялся в монастырь - островок сре-ди житейского моря, он становился ближе и нуж-нее людям. Ведь как бывает: когда в реке все то-нут, никто не умеет плавать, некому подать руку помощи - и только тот может помочь, кто уже держится на плаву, кто почувствовал под собой почву спасения...

Когда вспоминаешь пройденный путь, ясно видишь во всем Промысел Божий. Село Огни в далекой Сибири, армия, шахта, семи-нария, академия, жизнь в Троице-Сергиевой лавре, Почаевская Лавра, с.Жарки, с.Красное, Преображенский собор в Иванове - все это нужно было пройти, через гонения и испыта-ния, чтобы познать и монастырскую жизнь, и приходскую, обрести какой-то опыт и основать монастырь. Чем больше откроется монастырей, храмов, чем больше людей обратится к Богу, покается, тем легче будет возродить Россию, святую Русь.

***

27 марта Свято-Введенскому женскому монастырю в г.Иванове исполнилось 10 лет. В нем подвизаются 235 насельниц.