Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа"

Пути Господни неисповедимы. Не ведом нам Промысел Божий - не всегда мы можем понять цель и смысл происходящего. Так и я, когда приехал в Ивановскую епархию, не мог себе и представить, что через 10 лет будет в Иванове монастырь, что Господь сподобит нашу оби-тель обрести святые мощи святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского.

Когда по промыслу Божиему оказался я в селе Жарки Юрьевецкого района Ивановской области, много довелось слышать о блаженном Алексии - Алексее Ивановиче Ворошине. Ро-дился он в 1890 году близ Жарков, в селе Каурчиха, ходил в Жарки на богослужения. Жизнь вел, по мнению многих, странную - юродивого. Есть три вида подвига, к которым призывает Сам Господь: монашество, пустын-ничество и юродство. Юродство из них - самый сложный путь. Мнимое безумие, когда человек Христа ради отказывается не только от мира (как монашествующий), не только от какого-либо общения (как пустынник), но и от своей личности, своего ума, обретает же рассудок странный, совершает поступки непонятные, вызывая поношения и неприятие сильными мира сего. И все это - ради Господа, очищения своей души, ради обличения зла. Господь спо-добил блаженного даром прозрения. Многим он предсказал жизни, открыта ему была судьба послереволюционной России. Как-то снял он одежду, связал ее в узелок и положил перед одним домом. Потом открылся тайный смысл этого поступка: хозяев дома раскулачили, все забрали, остались только узелки с одеждой. У других молча обмерил огород шагами, провел черту и отделил часть земли. И при советской власти эту землю точно так, как предсказал блаженный Алексий, отрезали. Арестовали его в 1937 году, истязали в Кинешме: раздражал власти блаженный Алексий пророчествами и живой верой во Иисуса Христа. Допрашивая, поставили его на раскаленную плиту, он же сказал своему мучителю, что у него дома не-счастье. Тот поверил, прибежал домой, а жены его уже нет в живых - повесилась... Когда через 50 лет при сносе кладбища открылись мощи блаженного, они оказались нетленными, толь-ко ступни ног не сохранились, обуглились на допросах...

Там же, в Жарках, узнал и про святителя Василия Кинешемского. Дорога в Жарки была пешая, машиной не проехать. Как-то добра-лись до нас знакомые - пришли пешком, а машину оставили в Елнати. Приезжих я знал хорошо, а их отца не знал, он остался в машине и прислал записку: помнит и чтит епископа Василия, знал его лично...

Святитель Василий (в миру Вениамин Серге-евич Преображенский) только два года прослу-жил на своей кафедре. Четыре раза его аресто-вывали, содержали под стражей, в лагерях и ссылках, много раз изгоняли из города, но всегда он возвращался на родину - в Кинешму. Последний раз сослали его в Красноярский край, годы заключения и ссылок подорвали его здоровье, и 13 августа 1947 года святитель тихо отошел ко Господу.

Многие еще при жизни святителя Василия знали его как истинного подвижника, угодни-ка Божия. Жизнь он вел простую, скромную - поселился в баньке, спал на голом полу, поло-жив под голову полено, но подвиг свой скры-вал. Был известен как великий проповедник; светское образование получил блестящее, учил-ся в Москве, Англии, знал в совершенстве несколько языков, имел незаурядный литера-турный дар... Но все оставил, дал обет Господу и ревностно служил Ему и ближним. И слышал его молитву Господь, многие были спасены по молитвам святителя: получали исцеление, раз-решали свои проблемы. Обладал он и даром прозорливости... Потому везде, где бы он ни был, тянулись к нему люди, оживала церков-ная жизнь. Чтили его и в Сибири, на его могиле всегда было много записочек - местные жители приходили молиться об исцелении, и многие исцелялись по вере... Чудесным образом на-шелся в наше время человек, который знал и самого Владыку и место его захоронения. Мо-гила была под огромным деревом, неглубокая, корни плотно оплели гроб, сложно было его освободить - не отпускала земля сибирская, но святитель завещал вернуть свое тело на родину, в родные края. И когда могилу святителя на-шли, последний свидетель его захоронения ровно через 40 дней отошел ко Господу, видно, Господь потому и продлевал его жизнь, чтобы мы могли обрести мощи святого. Сейчас они в Свято-Введенском женском монастыре, в го-роде Иванове.

В августе 2000 года святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия причислили к лику святых Русской Православной Церкви.