Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ

Спешите делать добро!

Архимандрит Амвросий (Юрасов) - современный проповедник, православный писатель. Широко известны его книги "Яко с нами Бог", "Исповедь (в помощь кающимся)", "О вере и спасении (вопросы и ответы)". О.Амвросий закончил Московскую Духовную Академию, много лет подвизался в Троице-Сергиевой лавре, затем в Почаевской лавре. Более десяти лет трудится в Ивановской епархии. Основанный им Свято-Введенский женский монастырь - один из самых крупных в России. Духовник православного общества "Радонеж", постоянный участник передач православной радиостанции "Радонеж" представляет сегодня на станицах нашей газеты свои размышления о Промысле Божием, духовности и спасении.

Душа человека дороже всего мира. Ради нас, нашей души, Сам Бог - Творец Вселенной принял человеческую природу, пострадал. Ради нас умер, ради нас Воскрес. Бог - Отец Любви, Господь - это Воплощенное Добро. А мы - Его дети, которых Он создал по образу и подобию Своему. К нам взывает Христос: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Если Бог - Бог любви и добра, то и мы должны во всем следовать Ему - всех любить, всем творить добро.

Когда человек делает кому-то добро, он сам себе его делает. В это время его совесть умиротворяется, в душе появляются мир, тишина, покой, начинает возрождаться любовь к Богу и ближнему. Человек становится добрым, милосердным. Всех жалеет, не только ближних, но и "дальних", животных, природу. Так еще здесь на земле он предвкушает вечную блаженную жизнь.

Когда человек делает кому-то зло, он сам себе делает. Совесть - божественный Глас в душе - его обличает, он теряет душевный мир, теряет любовь. В нем появляются раздражение, гнев, ненависть, вражда. Неприятие ближних доходит до самых страшных, крайних степеней, до кровопролития.

Когда человек делает добро, он соединяется с Богом, когда делает зло, он соединяется с демоном. Сейчас многие жалуются, что им тяжело живется, что дети неуправляемы. В таком состоянии недовольства, ропота они начинают осуждать начальство, правительство, искать виноватых, а причина гнездится в нас самих, в нашей душе, потому в ней порядка нет. Господь говорит: "Царство Божие внутри вас есть", но и ад внутри нас, мы сами своими поступками еще при жизни низводим нашу душу в ад. Недаром Господь говорит, что "Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода". Рыбаки вытаскивают невод на берег и разбирают, что в нем. Негодную рыбу отбрасывают, а хорошую собирают в сосуды. Так будет и в день Страшного Суда. Господь пошлет ангелов, и они отделят злых от праведников. Праведники получат за добрые дела вечную блаженную жизнь, а грешники за свои злые дела - вечные мучения.

Назначение человека на земле - познавать Бога и служить Ему. Господь познается через молитву. А служить Господу - это не только читать и петь в храме, можно служить и добрыми делами. Добрые дела, соединенные с молитвой, украшают человека, благодаря им человек становится полноценным. Наверное нет таких людей на земле, которым не хотелось бы прожить все дни свой жизни в радости. Что для этого нужно?

В одном большом селе жила благочестивая верующая семья. Через это село проходила дорога в город, и много людей проезжало по ней. Благочестивая семья часто принимала торговцев, купцов и простых людей - нищих, убогих, бедных, сирот. Старались всем делать добро: всех накормить, приютить - проявить евангельскую любовь. И делали они это с радостью и молитвой. Приезжают люди, сыновья распрягают коней, моют их, поят, кормят. Для гостей топят баню, устраивают чай и ночлег. Утром гости с благодарностью уезжают. Радуются и проезжие, радуются и хозяева. И Божие благословение всегда было над их домом, над их полями. Так они жили в радости, служили своими делами Господу, прославляя Его Святое Имя, и Господь был всегда с ними.

Пришло время, родители уже не в силах были совершать добрые дела и перешли в потусторонний мир, в мир большинства. Остались дети одни. Умирая, родители им наказали сохранять добрый обычай: всех принимать и кормить, потому что в день Страшного Суда Господь спросит: "Накормил, напоил, одел ли нищего? Посетил ли больного?" И Господь скажет: "То, что вы сделали ближнему, то сделали Мне". Поначалу дети творили добрые дела, но постепенно стали этим тяготиться: одного не приняли, другого, третьего, а когда принимали, то не с любовью, и благодать Божия отошла от их дома, от их полей, и поля не стали приносить урожай. Дети обнищали и, чтобы не умереть с голоду, разъехались кто куда.

Сейчас в России такое состояние у народа, когда одна часть идет к Богу, совершает добрые дела, другая же противится Богу, не хочет творить добро. Божие благословение отходит, и мы пожинаем катастрофы, нестроения, разлад в природе.

Люди сами уходят от Бога, сами навлекают на себя смерть - смерть духовную. Почему сейчас молодежь бросилась принимать наркотики? Потому что душа каждого жаждет радости, любви, но вся радость и любовь в Боге. Если мы не живем духовной жизнью, не совершаем добрых дел, Бога с нами нет. Потому и приходится искать замену духовному - заливать душу вином, одурманивать наркотиками.

Наша душа имеет бездну талантов. Она как добрая земля. Мы на этой земле можем сеять или добрые семена, или злые. А потом собирать. Как говорят, что посеем, то и пожнем. Если человек при жизни посеял добрые семена - добрые дела, то, когда его душа выйдет из тела, эти семена добра в обителях рая будут без конца развиваться. Хотя бы и прошло много миллиардов лет. В этом заключается духовное совершенствование.

Если человек в своей душе сеет зло: обманывает, устраивает скандалы, обижается, не разговаривает с ближними (порой даже по несколько дней, месяцев или лет), ворует, его душа отлучается от Бога, и когда она покинет тело, пойдет на вечные адские муки. Семя зла без конца будет развиваться в аду, будет умножаться, и человеку будет все хуже, хуже и хуже...

Господь всех призывает делать добро, помогать ближним. И это по силам каждому, даже самому неимущему. В одном селе жила многодетная семья. Мать и отец в поте лица работали с утра до вечера, но никак не могли прокормить семью: все дети ходили голодные, раздетые. У других жизнь ничего, а у них все плохо. Вот и пришлось им обратиться к благочестивому старцу, который жил в пустынном месте. Когда старец с ними поговорил, то выяснил, что они добро никому не делали, не потому что не хотели, а от бедности, объясняя: "Мы даже свою семью прокормить не можем, не то, что кому-то что-то давать". А старец им сказал: "Нет, вы все равно должны десятую часть отдавать Господу. Господь ни в чем нуждается, мы в этом нуждаемся. Если воду в кране не сливать, она испортится и заржавеет. Нужна отдача". Послушали родители его, пришли домой и стали готовить скудный обед для детей. Когда обед был готов, часть обеда отдали тем, кто имел крайнюю нужду. И чем больше они отдавали людям, тем больше у них прибывало. Дети всегда были сыты, одеты и здоровы. Почему? Потому что началась духовная жизнь, началось совершаться доброе дело.

К нам, когда я служил на приходах, народу много приходило. Бывало зайду в кладовку, а там ничего нет, а человек 20-30 надо накормить. Думаю: что делать, только одна картошка осталась? Но что интересно, все были довольны и сыты, даже в дорогу что-то покушать им давали, и Господь невидимо благословлял, подавал.

Человек, когда не знает Бога, живет только для своей плоти, создает себе уютный уголок и думает: "Ну вот, сейчас заживу". Но святитель Василий Великий говорит: "Если человеку отдать все богатства мира, поставить его царем, душа ни в чем не насытится, она насытится только в одном Боге".

Для того, чтобы в нашей душе всегда была радость, а к этому все стремятся, нужно творить добрые дела. Радость за свершение добрых дел дает Христос. От нас требуется только одно - настроить себя на добро и стремиться к нему, все остальное приложится. И когда человек себя так настроит, все пойдет по-другому. Поначалу придется себя принуждать, заставлять. Будет тяжело, а потом легко. Если у нас есть грех скупости, надо начать отдавать ненужные вещи, а потом появится такое чувство щедрости, что мы будем отдавать даже дорогие вещи и не будем жалеть. А Господь всегда все возвращает сторицей, это Он дает знак, что надо творить добро.

В одном монастыре подвизались святые отцы, они вели строгую аскетическую жизнь. Однажды одна благодетельница собрала чашку ягод и принесла старцу. Старец передал ягоды другому, тот третьему, четвертому и через короткое время эта чашка с ягодами возвратилась к старцу. Она у всех монахов побывала, все сделали доброе дело.

Очень ценно делать добро тайно. В Троице-Сергиевой Лавре был такой настоятель, он ночью оставлял свою келью и привозил дрова бедным благочестивым людям. Потихонечку складывал дрова так, чтобы не нарушить покой ближних.

Почему мы все должны делать тайно? Чтобы не получить за это славу и награду здесь на земле. Когда мы делаем добрые дела напоказ, это Господу не угодно. Господь сказал: "Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне".

А то бывает так: кто-то из начальствующих пожертвует что-нибудь на церковь - кирпичи, или цемент, или блоки перекрытия - и говорит: "Напечатайте обо мне в газете, чтобы все видели, что я добрые дела делаю"...

Спешите делать добро. Дни нашей жизни сочтены, не успеем оглянуться, как она пройдет. Кто-то стремится побыстрее уйти из жизни, от ее проблем, а люди святые не торопятся, они даже в преклонных летах говорят: "Я ведь еще и не начинал в полной мере делать добро, дал бы Господь еще дней послужить Ему и ближним".