Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Владимир Солоухин, †1997

КАМЕШКИ НА ЛАДОНИ

Философы, искусствоведы, социологи и политики спорят о соотношении и взаимодействии национального и всеобщего. Но вот я беру книгу под следующим названием: «Ручная книга опытной хозяйки, составленная из сорокалетних опытов и наблюдений доброй русской хозяйки К.Авдеевой. В трех частях». Читаем:

«Еще несколько слов о прилагательном - «русской». Моя книга назначается именно для русского хозяйства, я говорю о русском национальном столе, русских кушаньях, русской кухне. Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, думаю, что для нас во всех отношениях здоровее и полезнее наше русское, родное, то, к чему мы привыкли, с чем свыклись, что извлечено опытом столетий, передано от отцов к детям и оправдывается местностью, климатом, образом жизни. Хорошо перенимать чужое хорошее, но своего оставлять не должно и всегда его надобно считать всему основанием».

А ведь лучше-то, пожалуй, не скажешь.

Говорим все время о бывшей России как стране сплошной неграмотности, темноты и невежества. Как будто грамотность только в том, чтобы знать буквы алфавита и уметь что-нибудь прочитать и что-нибудь нацарапать на бумаге. Ведь было полно умельцев, мастеров своего дела. Разве столяр-краснодеревщик, изучивший все тонкости дерева, разве чеканщик по серебру, разве плотник, умевший срубить Кижи, разве пчеловод, изучивший все повадки пчел, разве иконописец, овладевший мастерством, разве травник, проникший в тайны трав, разве даже печник или горшечник, один из них складывающий печи с прекрасной тягой, хорошо удерживающие тепло, а другой обжигающий горшки со звоном почти фарфора, - разве все они были безграмотны в своем деле, если они были мастера высокого класса? А буквы алфавита? Тьфу. Любой выучит их за неделю.

В одной американской семье, где было трое детей, провели опыт. Ликвидировали телевизор, а потом стали следить, как в детях постепенно пробуждалась инициативная духовная жизнь. Вот они начали играть в разные игры, вот они начали рисовать, вот они начали читать книги, вот они... (и это было отмечено как полное пробуждение от телевизионного гипноза) на девятнадцатый день написали письмо тетушке, живущей в другом городе.

Птолемей, сподвижник Александра Македонского, говорил царю, когдаони обсуждали вопрос, почему захватчики, заняв ту или иную страну, в первую очередь истребляют культурные, исторические ценности:

«Очень просто... прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за Родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить свое брюхо».

Не хочется портить эту тираду излишними комментариями.

В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя. Наше время - время узких специальностей.

Однако есть понятия, вопросы, сферы духовной жизни, которые обязательны для каждого.

Ты можешь изучать морские водоросли, нуклеиновые кислоты, редкие металлы. Ты можешь быть химиком, электриком, партийным работником, футболистом, писателем, генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», церковь Покрова-на-Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, Крутицкий терем, устюжская чернь, вологодское кружево, Кижи.