Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Виктор Николаев

ЗЕРКАЛО ВЕКА СЕГО

Настоящее безумие воцарилось на нашей планете. Особенно остро пахнуло им в осенние дни 1997 года, когда средства массовой информации транслировали на все континенты «плач по Диане». Конечно, ажиотаж быстро проходит — о Диане начали забывать даже ее соотечественники. Но для нас представляет интерес не она сама, а то сокровенное, что прячется в тайниках души современного человека и что выплеснулось наружу после смерти Дианы.

Из-за передачи траурного сюжета снимались с эфира важнейшие новости; политики, оттесняя друг друга, рвались на экраны телевизоров, чтобы выразить свое горе и этим набрать в конкурентной борьбе дополнительные очки. Правительство острова Монтесеррат объявило, что переименует столицу Плимут в Порт-Диан; на минуту остановилось сердце британской финансовой системы Лондонское Сити; всего во второй раз за всю историю Англии ее мировые суды приостановили свою работу (в первый раз это произошло в день окончания первой мировой войны); неумолкающий соловей Лучано Паваротти временно потерял голос. И тысячи безымянных граждан, по девять часов выстаивавших в очереди ко гробу, время от времени бились в истерике и падали на мостовую, обливая ее слезами.

Публичных деятелей оставим в покое — они несвободны в выражении своих чувств, ибо вынуждены ориентироваться на массу. Но почему горевала толпа? Кем должен быть умерший для оставшегося, чтобы оставшийся ощущал его смерть как невосполнимую утрату и не мог бы сдержать слез?

Настоящая боль пронзит твое сердце только тогда, когда уйдет кто-то родной, близкий тебе по мироощущению, признающий ценным то же, что и ты. И эта боль будет особенно сильной, если этот человек был значительнее и весомее тебя и поэтому мог прочно утверждать в жизни общие для него и тебя идеалы, укрепляя этим твое чувство правоты.

Именно такого рода трагедию пережила с гибелью Дианы Спенсер самая многочисленная составляющая нынешнего «мирового сообщества», которую по привычке хочется назвать народом, но это слово к ней не подходит. Народ всегда какой-то — либо это русский народ, либо немецкий и т.д. На земном шаре жил не «народ», на нем жили «народы». Но эти времена уходят в прошлое, на первый план выдвигается то общее, что присуще им всем.

Стоит вспомнить, что почти в то же время, что и Диана, скончались еще два известных лица: Жак-Ив Кусто и мать Тереза. Первый, по словам специалистов, открыл больше тайн о море, чем было открыто за всю предыдущую историю океанографии. Вторая, как было подсчитано перед вручением ей Нобелевской премии, спасла от голодной и холодной смерти около миллиона(!) душ. Кусто провожали в последний путь торжественно, но с оттенком официальности, народного горя не было. Смерть матери Терезы мировые СМИ отметили более чем скупо (хотя возможно усмотреть и «место» матери Терезы в этой самой унифицированной цивилизации, но это особый разговор). А вот кончина женщины, которая не дала человечеству ничего осязаемого, но постоянно удовлетворяла любопытство публики по поводу частной жизни королевской семьи, потрясла «население» до основания. В чем же тут дело?

В том, конечно, что для массы, проникнутой духом современной цивилизации, Диана оказалась родной и близкой. Она ухитрилась схватить на лету все идеалы, которые внушает населению эта цивилизация, и с незаурядной смелостью и незаурядным упорством претворяла их в жизнь. В этом смысле Диану можно было бы назвать гениальной.

Дух заговоривший в Диане так громко и отчетливо, как он не говорил до нее ни в ком, есть дух освобождения от всего сдерживающего, как в индивидуальном, так и в коллективном бытии человека.

Благодаря Диане Спенсер распад можно видеть с полной наглядностью. Ее образ жизни выдал то, что наша прогрессивная «цивилизация» утаивала от непосвященных. И что же? Вместо шиканья раздался гром аплодисментов, вместо криков возмущения послышались голоса одобрения. Видно, пробил час духу разрушения сбросить маску: когда почти все уже свои, чего там стесняться! Власть, которой он владел до этого нелегально, теперь узаконена появлением новой мученицы, поклонение которой и есть поклонение этому духу. Именно мученицей называли ее комментаторы в дни, когда о ней столько писалось и говорилось.

Это не просто кощунство, тут есть реальная подоплека. Известно, что дьявол — обезьяна Бога, ибо, не умея ничего придумать сам, он с завистью глядит на Того, Кто один обладает способностью «творить из ничего», и выворачивает увиденное наизнанку. В таком «обезьяньем» смысле Диану и провозгласили «святой», усмотрев в ней множество доблестей. Вглядеться в эти доблести очень поучительно.

Вступив в королевскую семью, Диана Спенсер принесла семье ссору и позор. Она выносила сор из избы и дискредитировала королеву. Диана отстаивала свое право жить так, как ей хотелось, и не уступать ни в чем. В конце концов, она стала требовать лишения принца Чарльза права на престолонаследие на том основании, что, по ее мнению(!), он не способен быть хорошим королем. И «цивилизованная» толпа приветствовала эту доблесть — доблесть разрушения последней духовной скрепы британцев: уважения к своей исторической монархии.

Конечно, английская королева уже давно перестала быть «удерживающей» — хотя бы потому, что не имела никакой реальной власти, но сам факт существования Божьего Помазанника, пусть чисто символического, и память о том, что раньше такие Помазанники действительно сдерживали его вредоносные действия, приводят сатану в ярость и вызывают его ненависть к монархии. Эта ненависть кипела и в груди Дианы.

Будучи по рождению аристократкой (графиней), Диана Спенсер вела себя так «раскованно», что плебеи признали ее своей. Это была доблесть разрушения института ранга и сословности, вклад в дело всеобщей уравниловки. Став членом семьи, которую было принято считать самой строгой и традиционной в мире, Диана публично восстала против ее строгости и ее морали, тем самым разбив в глазах миллионов идеал семейного устроения, унаследованный от христианства. Тут она проявила такую доблесть, что дух захватывает: сообщила с экрана телевизора о своих внесемейных интимных отношениях. Конечно, грех супружеской неверности по людской слабости совершался и прежде, но, совершая его, люди понимали, что это нехорошо. Тут же не от кого-нибудь, а от будущей королевы Англии (это было до развода) мир узнал, что тут нет греха, что это — норма. Как тут не прийти в восторг?! Ответив на увлечение мужа моментальной встречной изменой, Диана провозгласила этим симметричность мужчины и женщины — идею гораздо более богопротивную, чем их равноправие. Под равноправием имеется в виду равенство перед законом, здесь же уравниваются биологические и нравственные начала. Недаром ее так обожали феминистки.

Думается, этот перечень «заслуг» Дианы достаточен, чтобы пролить свет на феномен «Леди Ди» и раскрыть его зловещую суть. В опрокинутом обезьяньем мире, который сатана пытается построить, она — «великая святая». Кавычки означают здесь то самое «анти», которое автоматически возникает перед всяким понятием, уворованным упомянутым персонажем у Бога. В Апокалипсисе сказано: «неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится» (Откр. 22, 11). Это означает, что в последние времена должна произойти окончательная поляризация человечества на почитателей сатаны и почитателей Бога, чтобы стать более явной.

ж-л «Воронежский епархиальный вестник»